Нарушение памяти у детей
В 2 раза повышает риск отставания в психическом развитии
Один из первых симптомов серьёзных болезней нервной системы
Необходимо как можно раньше среагировать на тревожные признаки и приступить к коррекции, ведь нарушение памяти у детей затрудняет гармоничное развитие, служит поводом для насмешек со стороны сверстников и мешает успешному обучению. И одними лекарствами для улучшения памяти здесь не обойтись: таблетки обладают побочными свойствами и действуют слабее, чем современные аппаратные технологии.
В НИИ "Дети Индиго" учитывают все особенности детей с нарушением памяти, подбирая современные и максимально эффективные методики коррекции.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ?
Память – это высшая функция психики, позволяющая сохранять информацию, полученную от органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) и воспроизводить её в дальнейшем.
Выделяют два вида памяти:
- кратковременная – сохранение информации, используемой не на постоянной основе, на непродолжительное время. Как правило, воспоминания исчезают после выполнения определённого действия;
- долговременная – сохранение воспоминаний, образов и полученного опыта на постоянные сроки.
- от 0 до 5 месяцев возникает моторная память. Благодаря двигательным рефлексам, малыши запоминают, как попросить еду или привлечь внимание родителей;
Нарушения развития памяти у детей могут захватывать как один тип воспоминаний, так и несколько одновременно. Поскольку центры памяти в головном мозге тесно связаны с зонами мышления, память у детей с нарушением интеллекта страдает намного чаще.
КОГДА ВОЗНИКАЕТ НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ?
Функция памяти появляется с самого рождения, но особенную важность имеют «критические» периоды её развития. В эти периоды психика весьма чувствительна к любым “неполадкам” нервной системы:
- с 5 до 12 месяцев формируется эмоциональная память. Дети узнают лица и голоса родителей, улыбаются при их появлении;
- от 1 года до 2 лет развивается образная память. Ребёнок помнит образы нескольких предметов, совершает с ними простые действия. Появляются первые воспоминания;
- с 2 до 4 лет, вместе с функцией речи, активно формируется долгосрочная словесная память. Лучше запоминаются образы, связанные с сильными эмоциями. Малыш представляет простые образы в голове и соотносит их с предметами. В этот период память у детей с нарушением речи заметно проседает из-за скудного словарного запаса или невозможности восприятия слов на слух;
- с 5 до 6 лет развиваются наглядно-образная и произвольная память. Дети начинают сознательно заучивать небольшие тексты, чтобы воспроизвести их без подглядывания. Запоминаются события, произошедшие несколько недель назад.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ПАМЯТИ
- гиперактивность и неусидчивость. Ребёнок быстро теряет интерес к новым занятиям, поскольку забывают, что их привлекло ранее. Нарушение памяти и внимания у детей вызывает трудности с ручным трудом, требующим запоминания схемы – вышивка, рисование, собирание паззлов. Постоянная смена деятельности мешает концентрироваться на одном предмете, что в школьном возрасте приводит к серьёзным проблемам в учёбе и плохой успеваемости;
- плохо воспринимают и не понимают смысла просьб окружающих, им трудно поддерживать общение со сверстниками;
- растерянность при попытке начать новую, неизвестную до этого деятельность. Дети стараются всячески избежать непонятных дел;
- трудности в выполнении ежедневных, бытовых действий;
- плохая ориентация в пространстве;
- замедленное освоение речи. Нелогичная, неграмотная речь, простые короткие предложения с долгими паузами;
- большое количество ошибок при чтении, письме и счёте;
- плохой контроль эмоций и поведения в обществе, излишняя раздражительность и агрессивность.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Из-за недостаточного количества нейронных связей память у детей с нарушением интеллекта очень краткосрочная, что приводит к постоянной забывчивости. Даже ежедневные бытовые ритуалы они выполняют, как в первый раз. Поэтому им необходима постоянная помощь окружающих или специальные заметки, оставленные на видном месте.
ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Сильно страдает словесная память, а также связь между названием предмета и его образом, часто путают похожие по смыслу и написанию слова. На помощь приходит изучение жестового языка и коррекция слуховыми аппаратами.
ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Более 80% знаний об окружающем мире поступает через орган зрения, поэтому у деток со зрительными расстройствами снижаются скорость и объём запоминаемой информации. Им трудно придать образу эмоциональную окраску, что значительно затрудняет процесс сохранения воспоминаний на долгий срок. В таком случае необходимо развивать слуховую память и повторять слова по нескольку раз, чтобы закрепить связь между речью и памятью.
ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
Электроэнцефалография мозга (ЭЭГ)
Позволяет оценить наличие патологий и степень нарушений в функционировании мозга.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ПЛОХОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ?
- генетические заболевания;
- аномалии развития головного мозга;
- последствия перинатальной патологии;
- черепно-мозговые травмы;
- расстройства мозгового кровообращения (инсульт, разрыв аневризмы);
- последствия инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит);
- задержка психического и психоречевого развития;
- умственная отсталость. Особенности памяти детей с нарушением интеллекта позволяют определить степень отсталости;
- недостаток витаминов и микроэлементов в пище;
- хронические стрессы и переутомления.
Физиотерапевтическое лечение при нарушении памяти
Транскраниальная магнитная стимуляция
Безболезненный, неинвазивный физиотерапевтический метод лечения различных заболеваний.
Биоакустическая коррекция головного мозга
Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом.
Рефлексотерапевтические метолы лечения нарушения памяти у детей
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия
Эффективный метод лечения широкого круга заболеваний, в том числе, поражений ЦНС у детей.
Транскраниальная микротоковая поляризация мозга
Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии.
Методики развития и коррекционные программы
Логопедический массаж
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений.
Бобат-терапия с элементами Войта-терапии
Признанный вид терапии для пациентов с пороками развития мозга и другими заболеваниями ЦНС.
Войта-терапия
Активирует головной мозг, восстанавливает иннервацию, формирует правильные двигательные стереотипы.
Телесная терапия
Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой.